Главная страница Карта сайта Контактная информация Закрытый раздел для сотрудников и студентов кафедры






Изучение роли синхронизации электрической активности коры головного мозга в процессах обучения и памяти


Руководитель:


Серков Андрей Николаевич
ассистент

Комната 438


Почему важно?

Синхронизация электрической активности ряда областей головного мозга представляет собой периодическую одновременную активацию двух и более популяций нейронов. Считается, что синхронная активность является базисным механизмом различных когнитивных процессов (консолидация памяти, селективное внимание, пространственная ориентация и т.д.), т.к. облегчает передачу возбуждения между структурами мозга, связанными в единую функциональную систему. Поэтому изучение механизмов функциональной синхронизации на частотах доминирующих в ЭЭГ ритмов является актуальной задачей современной нейробиологии.



Какую синхронизацию мы исследуем?

Тет-ритм – это ритмическая активность в низкочастотном диапазоне ЭЭГ (4-7 Гц у человека и 4-12 Гц у животных), которая сопровождает активную деятельность животного, например, ориентировочную реакцию, произвольные движения и т.д. Функциональная сеть тета-ритма имеет много компонентов, однако принципиальными структурами являются такие образования, как гиппокамп, префронтальная кора, септум, миндалина и др. Примечательно, что функциональная сеть тета-ритма у животных включает структуры, развитые в мозге человека, что делает возможным перенос механизмов, исследуемых у лабораторных животных, на человеческий мозг.


Как изучаем?

Для регистрации электрической активности и ее синхронизации у животных нужно использовать стереотаксический метод. Стереотаксический метод - метод введения микроинструментов строго в заданные структуры мозга, основанный на использовании системы стереотаксических координат и стереотаксических приборов.



Как изучать когнитивную деятельность у животных? Когнитивные процессы сопровождают поведение животного, когда оно активно решает комплексную экспериментальную задачу. Например, память тестируют во время обучения и воспроизведения инструментальных условных рефлексов. В качестве моделей мы используем оперантный и условно-рефлекторный подход, когда животное совершает выученное действие в определенный период времени в соответствующей экспериментальной обстановке. Выполнение такого действия сопровождается синхронизацией электрической активности в ряде областей головного мозга крыс.


Текущие исследования:

Изучение роли гиппокампо-префронтального пути в механизме тета-синхронизации.

Планируется проверка гипотезы о функциональной роли гиппокампо-префронтального пути в тета-синхронизации во время обучения. Ожидается, что при выполнении теста одностороннего избегания и в модели оперантного поведения во время выраженной тета-синхронизации амплитуда моносинаптических вызванных потенциалов будет положительно коррелировать с фазой тета-ритма и показателями синхронизации.

Планируется проверка гипотезы о роли моносинаптических и полисинаптических связей гиппокампа и префронтальной коры в механизме тета-синхронизации. Ожидается, что перерезка свода, а также электролитическое разрушение базолатеральной миндалины приведет к существенному изменению степени синхронизации тета-ритма.





версия для печати






© 2024 Кафедра
Высшей нервной деятельности МГУ



Почтовый адрес:
119234, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 12,
Биологический факультет МГУ.

Телефон: +7 (495) 939-28-37,
Факс: +7 (495) 939-28-37,
заведующий кафедрой профессор Латанов Александр Васильевич

E-mail: info@neurobiology.ru



2015, сделано в