|
Психофизиология виртуальной реальности
Комната 460Б Накопленный эволюционный материал позволил Ч. Дарвину сформулировать идею непрерывности между интеллектом человека и животных, "количественного, но не качественного перехода". Использование и изготовление орудий труда, грамматически структурированный язык, способность устанавливать причинно-следственные связи, мысленное путешествие во времени не являются прерогативой человека, как полагали долгое время. В то же время ряд исследователей утверждают, что существует фундаментальный разрыв между человеческой и нечеловеческой формами коммуникаций. По мнению Д. С. Пена, Ч. Дарвин ошибался: биологическая преемственность между человеком и животными маскирует разрыв между человеческим интеллектом и интеллектом животных. В 2018 году мы адаптировали лабиринт, исходно разработанный для изучения познавательных способностей животных (муравьев, рыб, черепах, дельфинов, хорей, крыс) к изучению человека в виртуальной среде. Нам удалось обнаружить сходные паттерны поведения у человека и животных. Однако процесс обучения у человека был ускорен в 10-15 раз. Если у животных процесс угашения ошибок развивался последовательно, путем «пошаговой оптимизации», то у человека — скачком. Обнаруженные различия требуют более детального изучения. В 2019 году нам удалось навязать иррациональные паттерны поведения игрокам. Эффект проявился в форме многократного воспроизведение иррационального маршрута, выполненного при первом знакомстве с экспериментальной средой. Эффект зависел от гендера, функционального состояния игроков и способности адекватно отобразить план лабиринта. Этот эффект требует более детального изучения и установления психологических и физиологических коррелятов. Направления работы: 1. Эволюционные аспекты интеллекта: от животных к человеку. Сравнительная характеристика обучения у муравьев, рыб, крыс, обезьян и человека в рамках единой проблемной ситуации. 2. Провокация иррационального поведения в игровой виртуальной реальности Изучение паттернов поведения в игровой виртуальной реальности, навязывание иррациональных решений с помощью кратковременных и незаметных для игрока манипуляций с пространством. 3. Психофизиологические корреляты поведения в виртуальной реальности
Выявление ЭЭГ, ЭКГ, ЭОГ характеристик поведения в виртуальной реальности на этапе освоения структуры пространства, порождении различных вариантов решения и их проверке, на этапе стереотипного воспроизведения навыка. Выявление типологических, гендерных особенностей виртуального поведения.
Основные публикации: Толченникова В.В. Адаптация системно-информационного подхода К.А.Никольской к исследованиям на человеке // Вестник психофизиологии, № 4, с. 166-171, 2018 Толченникова В.В. Провокация иррационального поведения в игровой виртуальной реальности // Вестник психофизиологии, № 4, с. 54-59, 2019 версия для печати |
© 2024 Кафедра Высшей нервной деятельности МГУ |
|
|