Главная страница Карта сайта Контактная информация Закрытый раздел для сотрудников и студентов кафедры







Вернуться назад
Главная » Справочники » Спецкурсы »

Общая психология


    
  


Преподаватель: с.н.с., к.п.н. Рамендик Д.М.

Цель настоящего курса состоит в том, чтобы дать учащимся, для которых психология является не основной, но смежной областью, представление об основных экспериментальных и теоретических положениях общей психологии, а также об их практическом применении.

В результате освоения курса учащиеся должны знать:

  • специфику предмета психологии и ее соотношение с другими науками;
  • место, роль и значение общей психологии в науке и культуре;
  • цели, основы методологии и методов общей психологии;
  • общие представления о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности человека и человеческих общностей;
  • свойства и закономерности проявлений познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и речи человека) как единой системы;
  • закономерности функционирования мотивационной и эмоциональной сфер, а также волевой регуляции деятельности;
  • основные понятие о структуре личности и индивидуальности, о движущих силах ее развития.
  • свойства и закономерности общения и взаимного влияния людей.

В рамках данной спецдисциплины студенты учатся:

  • использовать психологические знания и методы в работе и повседневной жизни, в том числе для создания позитивной и продуктивной атмосферы в трудовом коллективе, семье и неформальном общении, а также для противодействия манипуляциям;
  • оценивать достижения психологии, описанные в специальной или популярной литературе и СМИ на основе научных знаний о функционирования и развития психики; выражать и обосновывать свою позицию по отношению к вредной и опасной псевдонауке;
  • соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы, принятые в национальной и международной практике

Обучение в рамках курса предполагает овладение:

  • основным понятийным аппаратом современной общей психологии;
  • базовым инструментарием и методами исследований общей психологии

Программа курса

Тема 1. Введение.

Введение в общую психологию. Предмет и задачи психологии. Что такое психика, поведение, внешний и внутренний мир человека. Проблемы психологии: психофизическая, психофииологическая психопраксическая, психогностическая, психосоциальная. Принципы детерминизма и системности. Основные методы исследования: наблюдение, тестирование, эксперимент, моделирование. Основные формы проявления психики.

Тема 2. Исследование сенсорно-перцептивных процессов.

Понятие об ощущениях и восприятии и их свойствах. Характеристики основных способов получения и переработки информации о внешней и внутренней среде человека: зрения, слуха, обоняния, телесных ощущений. Восприятие времени. Взаимодействие анализаторов, комплексное восприятие объектов, построение целостных образов.

Тема 3. Исследование, свойства и модели внимания и памяти.

Основные виды, свойства и функции внимания, внимательности и рассеянности. Их влияние на деятельность. Память как система процессов фиксации, хранения, воспроизведения и забывания опыта. Феноменология и теории внимания и памяти.

Тема 4. Продуктивные психические процессы: воображение, мышление и речь.

Воображение как способность человека к построению новых целостных образов путем переработки имеющегося чувственного, интеллектуального и практического опыта. Феноменология мышления. Теоретические подходы к изучению мышления. Понятие интеллекта и его измерение. Творческое и нетворческое мышление. Индивидуальные особенности мышления. Понятия "речь и язык". Специфика изучения речи в психологии. Основные проблемы и методы психолингвистики.

Тема 5. Мотивационная и эмоциональная сферы человека.

Биологическая и психологическая мотивация. Мотивы и потребности. Основные теоретические подходы к изучению мотивации. Иерархическое строение мотивационной сферы человека. Процессы смыслообразования и целеобразования. . Оптимум мотивации.. Проблема фрустрации и стресса.

Эмоции как особый класс психических процессов и состояний. Характеристики положительных и отрицательных эмоций, условия их возникновения. Функции эмоций, их влияние на психические процессы и деятельность. Теоретические концепции эмоций.

Тема 6. Сознание, бессознательное и состояния сознания

Сознание как высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку. Уникальность индивидуального сознания. Бессознательное как особая совокупность процессов и состояний. Представления о нормальном и измененном состояниях сознания. Теории и примеры.

Тема 7. Понятие личности.

Определения понятия “личность” как системного качества, приобретаемого индивидом в предметной деятельности и общении. Роль генетических врожденных и социальных факторов в развитии и функционировании личности. Типологии личности. Личность как диспозиция множества отдельных черт. Глубинные теория личности. Личность как совокупность поведенческих реакций. Понимание личности через оценку и использование информации. Рассмотрение человека во всей его целостности и индивидуальной уникальности.

Тема 8. Общение как особый вид деятельности.

Основные свойства, феноменология и структура общения. Общение как особый вид деятельности. Речевое и неречевое общение. Различные формы и проявления взаимного влияния людей

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. М. 1993 или 1998.
  2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. 7-е издание Изд-во: КДУ : 2015
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М. АСТ 2016
  4. Рамендик Д.М., Общая психология и практикум. М. Форум. 2010.

Дополнительная

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М. "Академия" 1998. –205 с.
  2. Величковский Б.М. Когнитивная наука. М Academia-Смысл 2006. т.1,2.
  3. Гарифулин Р. Иллюзионизм личности. Казань Издание автора. 1997.
  4. Психология личности. Хрестоматия Редактор-составитель Д.Я. . Райгородский, Самара, "Бахрах" 1999. т.1,2
  5. Психология сознания. Хрестоматия. Составитель Л.В. Куликов СПб. "Питер" 2001. – 475 с.
  6. Психология эмоций. Тексты. Под ред. В.К. Вилюнаса и Ю.Б. Гиппенрейтер М. Изд-во МГУ 1993. – 303 с.






© 2024 Кафедра
Высшей нервной деятельности МГУ



Почтовый адрес:
119234, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 12,
Биологический факультет МГУ.

Телефон: +7 (495) 939-28-37,
Факс: +7 (495) 939-28-37,
заведующий кафедрой профессор Латанов Александр Васильевич

E-mail: info@neurobiology.ru



2015, сделано в