|
Главная »
Справочники »
Спецкурсы »
Общая психологияПреподаватель: с.н.с., к.п.н. Рамендик Д.М. Цель настоящего курса состоит в том, чтобы дать учащимся, для которых психология является не основной, но смежной областью, представление об основных экспериментальных и теоретических положениях общей психологии, а также об их практическом применении. В результате освоения курса учащиеся должны знать:
В рамках данной спецдисциплины студенты учатся:
Обучение в рамках курса предполагает овладение:
Программа курсаТема 1. Введение. Введение в общую психологию. Предмет и задачи психологии. Что такое психика, поведение, внешний и внутренний мир человека. Проблемы психологии: психофизическая, психофииологическая психопраксическая, психогностическая, психосоциальная. Принципы детерминизма и системности. Основные методы исследования: наблюдение, тестирование, эксперимент, моделирование. Основные формы проявления психики. Тема 2. Исследование сенсорно-перцептивных процессов. Понятие об ощущениях и восприятии и их свойствах. Характеристики основных способов получения и переработки информации о внешней и внутренней среде человека: зрения, слуха, обоняния, телесных ощущений. Восприятие времени. Взаимодействие анализаторов, комплексное восприятие объектов, построение целостных образов. Тема 3. Исследование, свойства и модели внимания и памяти. Основные виды, свойства и функции внимания, внимательности и рассеянности. Их влияние на деятельность. Память как система процессов фиксации, хранения, воспроизведения и забывания опыта. Феноменология и теории внимания и памяти. Тема 4. Продуктивные психические процессы: воображение, мышление и речь. Воображение как способность человека к построению новых целостных образов путем переработки имеющегося чувственного, интеллектуального и практического опыта. Феноменология мышления. Теоретические подходы к изучению мышления. Понятие интеллекта и его измерение. Творческое и нетворческое мышление. Индивидуальные особенности мышления. Понятия "речь и язык". Специфика изучения речи в психологии. Основные проблемы и методы психолингвистики. Тема 5. Мотивационная и эмоциональная сферы человека. Биологическая и психологическая мотивация. Мотивы и потребности. Основные теоретические подходы к изучению мотивации. Иерархическое строение мотивационной сферы человека. Процессы смыслообразования и целеобразования. . Оптимум мотивации.. Проблема фрустрации и стресса. Эмоции как особый класс психических процессов и состояний. Характеристики положительных и отрицательных эмоций, условия их возникновения. Функции эмоций, их влияние на психические процессы и деятельность. Теоретические концепции эмоций. Тема 6. Сознание, бессознательное и состояния сознания Сознание как высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку. Уникальность индивидуального сознания. Бессознательное как особая совокупность процессов и состояний. Представления о нормальном и измененном состояниях сознания. Теории и примеры. Тема 7. Понятие личности. Определения понятия “личность” как системного качества, приобретаемого индивидом в предметной деятельности и общении. Роль генетических врожденных и социальных факторов в развитии и функционировании личности. Типологии личности. Личность как диспозиция множества отдельных черт. Глубинные теория личности. Личность как совокупность поведенческих реакций. Понимание личности через оценку и использование информации. Рассмотрение человека во всей его целостности и индивидуальной уникальности. Тема 8. Общение как особый вид деятельности. Основные свойства, феноменология и структура общения. Общение как особый вид деятельности. Речевое и неречевое общение. Различные формы и проявления взаимного влияния людей Рекомендуемая литератураОсновная
Дополнительная
|
© 2024 Кафедра Высшей нервной деятельности МГУ |
|
|