Главная страница Карта сайта Контактная информация Закрытый раздел для сотрудников и студентов кафедры







Вернуться назад
Главная » Справочники » Спецкурсы »

Психофизиологические механизмы пищевого и оборонительного поведения


    
  


Преподаватели:

Аннотация курса:

Курс позволяет получить знания правил осуществления процесса обучения, закономерностей оперантного научения животных и особенностей поведения, выработанного на основе различной мотивации. Полученные знания могут быть использованы при разработке различных моделей обучения на животных и человеке и анализе данных поведенческих экспериментов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать историю изучения оборонительных моделей поведения, основные законы оперантного научения, теоретические представления о роли подкрепления в формировании поведения, системно-информационные принципы анализа познавательной деятельности в норме и патологии. Обучающийся должен уметь проводить эксперименты с обучением животных, отображать и анализировать данные поведенческих экспериментов в виде кривых обучения, использовать базовые знания на практике и сравнивать различные модели.

В рамках данного курса предусмотрены три практических занятия с длительным обучением грызунов (крысы или мыши).

Основные темы курса:

1. От классических до инструментальных условных оборонительных рефлексов.

2. Условные рефлексы второго типа.

3. Современные методики выработки инструментальных условных оборонительных рефлексов.

4. Общие и специфические черты классических и инструментальных условных оборонительных рефлексов.

5. Феномен удерживания рычага при выработке реакции избегания в камере Скиннера.

6. Реакция избегания по М. Сидману.

7. Специфические особенности подкрепления инструментальных условных оборонительных реакций.

8. Функциональные нарушения инструментальной условной оборонительной реакции.

9. Фармакологическая коррекция функциональных нарушений инструментальной условной оборонительной реакции.

10. Условная реакция пассивного избегания.

11. Инструментальная условная оборонительная реакция у представителей высших беспозвоночных и низших позвоночных.

12. Фармакологический анализ механизмов приспособительного поведения высших беспозвоночных и низших позвоночных.

13. Системно-информационные основы обучения. Теоретико-множественный и системный подход к изучению поведения. Основные положения системно-информационного подхода. Уровни анализа поведения: локомоторный аспект, условнорефлекторный аспект, когнитивный аспект, психоэмоциональный аспект.

Практические занятия:

В ходе выполнения практического занятия 1 студенты усваивают теоретические основы и методику выработки условной реакции пассивного избегания (УРПИ).

В ходе выполнения практического занятия 2 студенты усваивают теоретические основы и методику выработки условной реакции активного избегания (УРАИ).

В ходе выполнения практического занятия 3 студенты наблюдают за обучением животных в многоальтернативном лабиринте и проводят тесты на пластичность сформированного навыка: 1) воспроизведение навыка в измененных пространственных условиях, 2) воспроизведение навыка при изменении внутреннего состояния (в случае сытости, на фоне действия фармакологического препарата), 3) тест на помехоустойчивость навыка: внезапное однократное включение сильного звука или света на выполнение навыка (проба на внешнее торможение), 4) изменение структуры задачи (отмена подкрепления в одной или двух подкрепляемых кормушках, изменение правила функционирования кормушки).







© 2024 Кафедра
Высшей нервной деятельности МГУ



Почтовый адрес:
119234, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 12,
Биологический факультет МГУ.

Телефон: +7 (495) 939-28-37,
Факс: +7 (495) 939-28-37,
заведующий кафедрой профессор Латанов Александр Васильевич

E-mail: info@neurobiology.ru



2015, сделано в