![]() ![]() ![]()
|
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Главная »
Справочники »
Спецкурсы »
![]() Когнитивные способности животных
Преподаватель в.н.с., к.б.н. Смирнова А.А. Дисциплина позволяет получить знания о нейробиологических основах одной из важнейших сторон поведения – о наличии у животных зачатков мышления. Благодаря сочетанию экспериментов в лаборатории и наблюдений за спонтанным поведением в естественных условиях доказано, что у ряда представителей рептилий, птиц и млекопитающих существуют зачатки мышления, как способности к экстренному решению новых задач, а также к обобщению, абстрагированию, формированию довербальных понятий и символизации. Студент узнает о широких сравнительных исследованиях когнитивных способностей животных разных таксономических групп с учетом уровня и особенностей структурно-функциональной характеристики их мозга. В рамках курса рассказывается о связи высоты развития когнитивных способностей вида с уровнем развития мозга в пределах как класса млекопитающих, так и класса птиц. Элементарное мышление животных рассматривается как эволюционная предпосылка мышления и других высших когнитивных функций человека. В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести знания о нейробиологических механизмах поведения, об основных его формах и факторах, которые определяют его структуру. Основное внимание уделено рассмотрению зачатков мышления, языка и сознания как эволюционных предпосылок психики человека. Прохождение курса предполагает умение использовать эти знания для оценки спектров когнитивных способностей у животных разных таксономических групп. Основные темы курса: Тема 1. Введение. Происхождение мышления и сознания человека: история изучения зачатков мышления у животных Тема 2. Экспериментальное изучение мышления животных как способности к решению задач в новой ситуации. Тема 3. Основные операции мышления (обобщение и абстрагирование). Тема 4. Способность к символизации у животных и эволюционные предпосылки речи человека у современных антропоидов. Тема 5. Сравнительно-эволюционный анализ когнитивных способностей животных. Тема 6. Операции обобщения и абстрагирования у животных с разным уровнем развития мозга. Тема 7. Способность к символизации у животных. Тема 8. Обучение антропоидов простейшим аналогам языка человека. Тема 9. Сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека. Гипотезы об эволюции психики. Стадии эволюции психики. Тема 10. Стадия эволюции психики животных, переходная к стадии сознания.
Объем дисциплины: 48 уч.часовФорма отчетности: Экзамен |
![]() © 2025 Кафедра Высшей нервной деятельности МГУ |
![]() |
|