Главная страница Карта сайта Контактная информация Закрытый раздел для сотрудников и студентов кафедры







Вернуться назад
Главная » Справочники » Спецкурсы »

Общая и дифференциальная психология


    
  


Преподаватель: с.н.с., к.п.н. Рамендик Д.М.

Цель настоящего курса состоит в том, чтобы дать учащимся, для которых психология является не основной, но смежной областью, представление об основных экспериментальных и теоретических положениях общей психологии, а также об их практическом применении.

В результате освоения курса учащиеся должны знать:

  • специфику предмета психологии и ее соотношение с другими науками;
  • место, роль и значение общей психологии в науке и культуре;
  • цели, основы методологии и методов общей психологии;
  • общие представления о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности человека и человеческих общностей;
  • свойства и закономерности проявлений познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и речи человека) как единой системы;
  • закономерности функционирования мотивационной и эмоциональной сфер, а также волевой регуляции деятельности;
  • основные понятие о структуре личности и индивидуальности, о движущих силах ее развития.
  • свойства и закономерности общения и взаимного влияния людей.

В рамках данной спецдисциплины студенты учатся:

  • использовать психологические знания и методы в работе и повседневной жизни, в том числе для создания позитивной и продуктивной атмосферы в трудовом коллективе, семье и неформальном общении, а также для противодействия манипуляциям;
  • оценивать достижения психологии, описанные в специальной или популярной литературе и СМИ на основе научных знаний о функционирования и развития психики; выражать и обосновывать свою позицию по отношению к вредной и опасной псевдонауке;
  • соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы, принятые в национальной и международной практике

Обучение в рамках курса предполагает овладение:

  • основным понятийным аппаратом современной общей психологии;
  • базовым инструментарием и методами исследований общей психологии

Программа курса

Тема 1. Введение.  Основные формы проявления психики.

Тема 2. Исследование сенсорно-перцептивных процессов.

Тема 3. Исследование, свойства и модели внимания и памяти.

Тема 4. Продуктивные психические процессы: воображение, мышление и речь.

Тема 5. Мотивационная и эмоциональная сферы человека.

Тема 6. Сознание, бессознательное и состояния сознания

Тема 7. Понятие личности.

Тема 8. Общение как особый вид деятельности.

 

Задача раздела "Дифференциальная психология": Познакомить студентов с дифференциальной психологией как исследованием различий в поведении и психике индивидов и групп людей. Изучение материала курса позволяет студентам не только узнать определенные научные сведения, но и способствует формированию научных представлений о единстве индивидуальных и общечеловеческих, физиологических и психологических процессов и свойств в поведении.

В результате прослушивания курса учащиеся узнают:

  • основные проявления и факторы происхождения индивидуальных различий;
  • основные методы дифференциальной психологии
  • структуру индивидуальности и личности с точки зрения дифференциальной психологии;
  • индивидуальные особенности мотивации, темперамента, характера и способностей;
  • основные психологические различия устойчивых групп людей (половых, возрастных, этнических, социальных и др.)

В рамках данного курса студенты обучаются:

  • выявлять индивидуальные свойства человека и групп людей;
  • использовать характерные различия для понимания социально-психологических особенностей и поведения устойчивых групп людей;
  • использовать индивидуально-типологических различий для понимания индивидуальных особенностей поведения и общения,
  • использовать знания об индивидуальности для формирования индивидуального стиля и результативности спортивной, учебной и трудовой деятельности в обычных и экстремальных условиях,
  • использовать индивидуально-типологические особенности для определения профессионально-важных качеств с целью профконсультирования и профессионального отбора.

Студенты овладевают:

  • основными методами выявления, описания и анализа индивидуальных особенностей отдельных людей и групп.

Программа раздела "Дифференциальная психология":

Тема 1 Введение. Предмет дифференциальной психологии.

Тема 2. Теоретические и методологические основы дифференциальной психологии.

Тема 3. Зарождение и развитие дифференциальной психологии в мире и России.

Тема 4. Типологические и конституциональные теории индивидуальности.

Тема 5. Групповые различия как предмет дифференциальной психологии.

Тема 6. Прикладные аспекты дифференциальной психологии.

 

Объем дисциплины: 36 уч.часов

Форма отчетности: Экзамен







© 2025 Кафедра
Высшей нервной деятельности МГУ



Почтовый адрес:
119234, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 12,
Биологический факультет МГУ.

Телефон: +7 (495) 939-28-37,
Факс: +7 (495) 939-28-37,
заведующий кафедрой профессор Латанов Александр Васильевич

E-mail: info@neurobiology.ru



2015, сделано в