Главная »
Справочники »
Спецкурсы »
Общая и дифференциальная психология
Преподаватель: с.н.с., к.п.н. Рамендик Д.М.
Цель настоящего курса состоит в том, чтобы дать учащимся, для которых психология является не основной, но смежной областью, представление об основных экспериментальных и теоретических положениях общей психологии, а также об их практическом применении.
В результате освоения курса учащиеся должны знать:
- специфику предмета психологии и ее соотношение с другими науками;
- место, роль и значение общей психологии в науке и культуре;
- цели, основы методологии и методов общей психологии;
- общие представления о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности человека и человеческих общностей;
- свойства и закономерности проявлений познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и речи человека) как единой системы;
- закономерности функционирования мотивационной и эмоциональной сфер, а также волевой регуляции деятельности;
- основные понятие о структуре личности и индивидуальности, о движущих силах ее развития.
- свойства и закономерности общения и взаимного влияния людей.
В рамках данной спецдисциплины студенты учатся:
- использовать психологические знания и методы в работе и повседневной жизни, в том числе для создания позитивной и продуктивной атмосферы в трудовом коллективе, семье и неформальном общении, а также для противодействия манипуляциям;
- оценивать достижения психологии, описанные в специальной или популярной литературе и СМИ на основе научных знаний о функционирования и развития психики; выражать и обосновывать свою позицию по отношению к вредной и опасной псевдонауке;
- соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы, принятые в национальной и международной практике
Обучение в рамках курса предполагает овладение:
- основным понятийным аппаратом современной общей психологии;
- базовым инструментарием и методами исследований общей психологии
Программа курса
Тема 1. Введение. Основные формы проявления психики.
Тема 2. Исследование сенсорно-перцептивных процессов.
Тема 3. Исследование, свойства и модели внимания и памяти.
Тема 4. Продуктивные психические процессы: воображение, мышление и речь.
Тема 5. Мотивационная и эмоциональная сферы человека.
Тема 6. Сознание, бессознательное и состояния сознания
Тема 7. Понятие личности.
Тема 8. Общение как особый вид деятельности.
Задача раздела "Дифференциальная психология": Познакомить студентов с дифференциальной психологией как исследованием различий в поведении и психике индивидов и групп людей. Изучение материала курса позволяет студентам не только узнать определенные научные сведения, но и способствует формированию научных представлений о единстве индивидуальных и общечеловеческих, физиологических и психологических процессов и свойств в поведении.
В результате прослушивания курса учащиеся узнают:
- основные проявления и факторы происхождения индивидуальных различий;
- основные методы дифференциальной психологии
- структуру индивидуальности и личности с точки зрения дифференциальной психологии;
- индивидуальные особенности мотивации, темперамента, характера и способностей;
- основные психологические различия устойчивых групп людей (половых, возрастных, этнических, социальных и др.)
В рамках данного курса студенты обучаются:
- выявлять индивидуальные свойства человека и групп людей;
- использовать характерные различия для понимания социально-психологических особенностей и поведения устойчивых групп людей;
- использовать индивидуально-типологических различий для понимания индивидуальных особенностей поведения и общения,
- использовать знания об индивидуальности для формирования индивидуального стиля и результативности спортивной, учебной и трудовой деятельности в обычных и экстремальных условиях,
- использовать индивидуально-типологические особенности для определения профессионально-важных качеств с целью профконсультирования и профессионального отбора.
Студенты овладевают:
- основными методами выявления, описания и анализа индивидуальных особенностей отдельных людей и групп.
Программа раздела "Дифференциальная психология":
Тема 1 Введение. Предмет дифференциальной психологии.
Тема 2. Теоретические и методологические основы дифференциальной психологии.
Тема 3. Зарождение и развитие дифференциальной психологии в мире и России.
Тема 4. Типологические и конституциональные теории индивидуальности.
Тема 5. Групповые различия как предмет дифференциальной психологии.
Тема 6. Прикладные аспекты дифференциальной психологии.
Объем дисциплины: 36 уч.часов
Форма отчетности: Экзамен