|
Главная »
Справочники »
Спецкурсы »
Основы физиологии высшей нервной деятельностиПреподаватели:
Программа курса1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЧЕНИЯ О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ (ПСИХИЧЕСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формирование рефлекторной концепции. Представления о природе психических явлений в античном мире (Демокрит, Платон, Гиппократ, Гален, Авиценна). Проблема отношений между ощущением и действием в представлениях Аристотеля, Декарта. Механодетерминистское учение Декарта о рефлексе и его влияние на развитие материалистических взглядов на природу психики (Ламетри, Кабанис, Гартли. Прохазка). Рефлекс как простой физиологический эффект стимула в работах Маршалла Холла. Роль головного и спинного мозга в Холловской концепции о рефлекторной дуге. Вклад Лейкока, Карпентера и др. в формирование представлений о рефлекторной деятельности головного мозга. Классический экспе-римент Пфлюгера и его значение для развития идей о роли сенсорики в осуществ-лении рефлекторного акта. Основные положения сенсорной механики Пфлюгера. Признаки кризисного состояния рефлекторной концепции, сложившиеся к началу 60 г.г. XIX века. 2. УЧЕНИЯ ОБ ОРГАНАХ ЧУВСТВ. Роль сенсорной функции (в виде психического образа) в обеспечение адаптивности и целесообразности двигательного акта в представлениях Прохазки, Лейкока, Пфлюгера. Нативизм (Мюллер) и эмпиризм (Гельмгольц) - два направления в понимании сенсорной функции. Прирожденность восприятия и его зависимость от структурных параметров нервного субстрата в представлениях Мюллера. Роль опыта (двигательных актов) в построении воспринимаемого образа в работах Гельмгольца и Белла. Идеи Белла о мышце как целостном сенсомоторном органе и его роли в познавательном процессе. Дальнейшее развитие идей Белла в трудах Гельмгольца. Понимание движения как психодетерминанты, регулирующей процесс сенсорного познания. Сближение идей о мышечных реакциях (рефлексах) с учением об органах чувств. 3. АССОЦИАТИВНАЯ ДОКТРИНА. Четыре этапа в истории учения об ассоциациях. Механизм ассоциаций (модели памяти) в представлениях Аристотеля и Декарта. Учение Гартли об ассоциациях как основе обучения (1749). Закон смежности и частоты повторения. Ассоциации как связи по сходству (по смыслу) в представлениях Брауна (1820). Ассоциация как результат активного (мышечного) взаимодействия организма со средой в концепции Бена (1855). Принцип Бена проб и ошибок как организующее начало поведения. Представления Гельмгольца об ассоциации (1867). Знаковая теория ощущений Гельмгольца и его учение о бессознательных умозаключениях. Гипотеза Спенсера об эволюции психической деятельности. 4. РЕФЛЕКТОРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРУДАХ И.М. СЕЧЕНОВА. Виды невольных и произвольных движений. Их свойства и условия проявления. Примеры. Открытие центрального торможения и его роль в происхождении невольных и произвольных движений. Системный подход к пониманию нервных явлений. Рефлекторная дуга в понимании Сеченова и ее роль в психической активности. Мышечные ощущения как механизм познания. Чувственные моменты как регуляторы целесообразного поведения. Аналитическая и синтетическая деятельность органов чувств. Роль органов чувств в формировании представлений о величине, пространстве и времени. Типы психической деятельности: ощущения, представления и понятия и механизмы их формирования. Память как основа психического акта. Представления Сеченова о механизме запоминания и воспроизведения. Мысль как особый тип психического рефлекса. Основные акты мышления: расчленение конкретных ощущений, сопоставление и умозаключение. Представления Сеченова о воле. Задачи и методы изучения психических явлений в понимании Сеченова. 5. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ (ПСИХИЧЕСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРУДАХ И.П. ПАВЛОВА. Три принципа рефлекторной теории: причинность, структурность и единство анализа и синтеза. Объективный метод изучения явления условного рефлекса и его сочетание с другими методиками. Схема Павловского эксперимента. Основные свойства условного рефлекса: сигнальность, целесообразность, лабильность и универсальность. Условный рефлекс и временная связь. Приспособительный характер условнорефлекторной деятельности. 6. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: раздражитель, анализатор, центр, очаг, рефлекторная дуга, проторение пути. Типы безусловнорефлекторных дуг и их структура. Классификация раздражителей и типов рецепции. Определение условных и безусловных рефлексов Классификация безусловных и условных рефлексов. Инстинкты, их классификация. Представления Ч. Шеррингтона о рефлексе как основной единицы механизма интегративной деятельности ЦНС. Координация рефлексов между собой. Рецептор как элемент, обеспечивающий избирательную возбудимость рефлекторной дуги. Суммация возбуждения в рефлекторных дугах, направленность проведения. Взаимодействие простых и сложных рефлексов: симультанное и последовательное. Принцип общего конечного пути. Понятие рецептивного поля рефлекса. Сопряженные и антагонистические рефлексы. 7. ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА: силовые и временные условия. Закономерности формирования условного рефлекса на комплексные и цепные раздражители. Физиологические механизмы, лежащие в основе правил образования условного рефлекса. Представления Ухтомского о доминанте. Основные свойства доминанты. Роль доминанты в функционировании безусловных центров. Доминанта и условнорефлекторная деятельность. Динамика нервных процессов при взаимодействии центров представительства условного, безусловного раздражителей и безусловного центра. Закономерности иррадиации, концентрации и взаимной индукции нервных процессов. Безусловное торможение. Виды условного торможения: угасательное, дифференцировочное, условный тормоз, запаздывательное. Взаимоотношение условного и безусловного торможения. Условия образования рефлексов 1 и 2-го порядка. 8. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ В КОРЕ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ. Понятие об анализаторах (сенсорных системах) по И.П. Павлову (динамическая локализация функций, первичные, вторичные и третичные зоны). Аналитико-синтетическая деятельность нервной системы. Три уровня анализа и синтеза раздражений и ответной деятельности организма. Общие механизмы анализа и синтеза. Проблема взаимодействия работы полушарий мозга. Представления Павлова о корково-подкорковых взаимоотношениях. Специфические особенности высшей нервной деятельности человека. Первая и вторая сигнальная системы. Типы высшей нервной деятельности человека и животных. Генотипические свойства основных нервных процессов, обуславливающие индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. 9. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ. Условный рефлекс и поведение. Секреторные и двигательные формы условнорефлекторной деятельности. Сходство и различия. Методики образования двигательных навыков: жесткое обусловливание, наращивание цепей рефлексов, сведение в цепь и свободный выбор. Зависимость организации поведения от способа обучения и пространственной сложности внешней среды. Основные этапы формирования двигательного навыка: ориентировка (что такое?), исследование (что делать?), поиск (как делать?) и стабилизация. Стадии афферентной и эфферентной генерализации и специализации временной связи. Динамический стереотип. Примеры. Автоматизация и стереотипия навыка: определение и отличительные признаки. Функциональная система как основа физиологической архитектуры поведенческого акта (Анохин): определение и свойства. Афферентный синтез и блок "принятия решения" - узловые механизмы функциональной системы. Результат действия как самостоятельная психофизиологическая категория. Прогнозирование и контроль результатов действия - основная функция психики. Представления Бериташвили об образной психонервной деятельности животных. Методика постановки эксперимента. О психонервных закономерностях индивидуального поведения. Инструментальная разновидность условного рефлекса в представлениях Конорского. Методика эксперимента. Понятие драйва и его участие в образовании условного рефлекса. Блок-схема условного рефлекса второго типа. 10. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БИХЕВИОРИЗМА. Исходная проблемная поведенческая модель (Торндайк). Принцип проб и ошибок как регулирующее начало. Законы научения по Торндайку. Формула Уотсона - стимул-реакция. Операционализм как методологическая основа необихевиоризма. Теория Толмена о промежуточных переменных. Значение бихевиористического направления для объективного объяснения психических явлений. Основные положения гештальтизма (Вертгеймер, Келер, Коффка). Гипотеза инсайта (внезапного постижения) Келера. Теория поля, изоморфизм и основные законы гештальта (транспозиция и константность). Когни-тивное направление в изучении ментальных процессов (Дж. Миллер, Хомский, Найссер). Формы обучения: неассоциативное, ассоциативное и когнитивное обучение. Определения, критерии и механизмы. Рекомендуемая литератураосновная:
дополнительная:
|
© 2024 Кафедра Высшей нервной деятельности МГУ |
|
|