Главная страница Карта сайта Контактная информация Закрытый раздел для сотрудников и студентов кафедры Старая версия сайта






Исследование функционального состояния пилота в автоспорте


Руководитель: доцент Напалков Дмитрий Анатольевич

Ответственный исполнитель: инженер Жигульская Дарья Дмитриевна

Творческий коллектив:


Жигульская Дарья Дмитриевна
инженер

Литвинова Александра Сергеевна
научный сотрудник
кандидат биологических наук

​Напалков Дмитрий Анатольевич
доцент
кандидат биологических наук

​Ратманова Патриция Олеговна
ведущий научный сотрудник
кандидат биологических наук

Описание направления

Эффективность деятельности характеризуется приспособленностью

системы к достижению поставленной перед ней задачи.

(Н.А. Бернштейн, 1968)


Исследование направлено на анализ состояния автогонщика в процессе пилотирования гоночного автомобиля и на выявление психофизиологических показателей, сопутствующих оптимальному функциональному состоянию в автоспорте. Чем различается состояние пилота на разных участках гоночной трассы? Какие показатели могут быть маркерами уровня профессионализма? Есть ли физиологические предшественники ошибок пилотирования? Ответы на эти вопросы предстоит найти в рамках нашего исследования.

Рисунок 1. Регистрация психофизиологических показателей автогонщика во время пилотирования на гоночном симуляторе.

Регистрация комплекса физиологических показателей (рис.1): электроэнцефалограммы, электрокардиограммы, электромиограммы (электрическую активность мышц), электроокулограммы (движения глаз) и дыхания необходима для наиболее полной оценки различных аспектов работы нервной системы. Анализ данных показателей позволяет выявить уровень активации нервной системы, степень концентрации внимания, а также корреляты навигации в пространстве и их связь с успешностью прохождения гоночной трассы и ее запоминанием. Выявление маркеров оптимального функционального состояния открывает возможности тренировки автогонщиков для его достижения с помощью биологической обратной связи.

В группе спортивной и клинической психофизиологии при работе на гоночном симуляторе были выявлены основные психофизиологические маркеры пилотирования в различных участках трассы, например, появление в поворотах фронто-медиального тета-ритма (рис. 2) и депрессия альфа-активности на прямой. Также было показано, что лучшие круги шоссейно-кольцевой трассы сопровождаются высоким уровнем активации нервной системы. Таким образом, вопреки бытующему мнению о положительном значении низкого пульса во время гонки, частоту сердечных сокращений необходимо уменьшать только на старте!

Рисунок 2. Карты топографического распределения усредненной по группам участников разности амплитуды спектра суммарного тета-диапазона ЭЭГ (4-8 Гц) между состоянием спокойного бодрствования и заданием «Time Attack». * - достоверное увеличение амплитуды спектра в тета-диапазоне при вождении (p<0,05).

Кроме того, интерес представляет изучение стереотипности двигательных актов и физиологических реакций. Так, автогонщики в большей степени тормозят на полувыдохе. Необходим поиск дополнительных показателей, отражающих степень изучения трассы уверенности пилота в своих силах.

Дальнейшими этапами работы является моделирование ситуаций, провоцирующих появление специфических физиологических паттернов, для точного выяснения причины их возникновения и их связи с различными аспектами функционирования нервной системы. Кроме того, необходимо проведение исследования уже в условиях реального пилотирования гоночного автомобиля на автодромах. Первые тесты были проведены на площадке BMW Driving Experience, а в настоящее время регистрация проводится на автодромах России, таких как «Смоленское кольцо» и Moscow Raceway. Для работы в таких условиях необходимо использования специального компактного оборудования (рис.3) и решение различных программно-аппаратных задач, что является настоящим вызовом для психофизиологии.

Рисунок 3. Внешний вид комплекса для регистрации ЭЭГ, ЭМГ и ЭОГ (показано белой стрелкой), совместимого с гоночным шлемом

Освещение темы в СМИ

"На пределе. Испытания. Движение к безопасности". Телеканал "Наука 2.0" 2016 год.

"Как стать супергонщиком" Hellocar.ru 2016 год.

Возможные темы выпускных работ бакалавра и магистра

Темы квалификационных работ бакалавров:

1) Функциональная роль фронто-медиального тета-ритма в задачах пилотирования гоночного автомобиля на симуляторе.

2) Изучение психофизиологических коррелятов автоматизации навыков пилотирования гоночного автомобиля на симуляторе.





версия для печати






© 2017 Кафедра
Высшей нервной деятельности МГУ

Старая версия сайта



Почтовый адрес:
119234, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 12,
Биологический факультет МГУ.

Телефон: +7 (495) 939-28-37,
Факс: +7 (495) 939-28-37,
заведующий кафедрой профессор Латанов Александр Васильевич

E-mail: info@neurobiology.ru



2015, сделано в