Главная страница Карта сайта Контактная информация Закрытый раздел для сотрудников и студентов кафедры






Исследование функционального состояния пилота в автоспорте


Руководитель: доцент Напалков Дмитрий Анатольевич

Ответственный исполнитель: инженер Жигульская Дарья Дмитриевна

Творческий коллектив:


Жигульская Дарья Дмитриевна
инженер

Литвинова Александра Сергеевна
научный сотрудник
кандидат биологических наук

​Напалков Дмитрий Анатольевич
доцент
кандидат биологических наук

​Ратманова Патриция Олеговна
ведущий научный сотрудник
кандидат биологических наук

Описание направления

Эффективность деятельности характеризуется приспособленностью

системы к достижению поставленной перед ней задачи.

(Н.А. Бернштейн, 1968)


Автоспорт является одним из самых опасных, дорогих и престижных видов спорта в мире. От состояния автогонщика зависят как его личные достижения и безопасность, так и успех всей команды. Очевидно, что наблюдение за состоянием автогонщика на трассе просто необходимо, однако его практически не регистрируют, не анализируют и не изучают.

Помимо вопросов спортивных достижений и безопасности на треке анализ состояния пилота интересен с научной точки зрения. Автоспорт помещает человека в исключительные условия функционирования: температура в гоночном автомобиле может достигать 70 Сo, бороться с соперниками приходится на скорости в несколько сотен километров в час под влиянием значительных боковых перегрузок. В этих крайних условиях выполнения профессиональной деятельности мы можем ожидать появления настоящих физиологических феноменов, которые затруднительно было бы зарегистрировать в повседневной жизни.

Целью нашего научного направления является изучение функционального состояния пилота во время пилотирования автомобиля на гоночной трассе. Работа включает в себя выполнение ряда задач по выявлению физиологических коррелятов оптимального функционирования, определению причин их появления и механизмов работы. Исследования проходят на гоночном симуляторе и на реальных шоссейно-кольцевых гоночных трассах нашей страны.

Регистрация психофизиологических показателей автогонщика во время пилотирования на гоночном симуляторе.

Давно известно, что оценить состояние такой сложной системы, как гоночный болид, во время заезда возможно только по совокупности показателей различных показателей, таких, как обороты двигателя, состояние шин и тормозов, скорость потребления топлива, работа подвески и т.д. Человеческий организм является несравнимо более сложной системой и, разумеется, также требует комплексного анализа, поэтому при работе с пилотами мы используем весь доступный спектр психофизиологических методов: регистрацию электрической активности головного мозга (ЭЭГ), сердца (ЭКГ) и скелетных мышц (ЭМГ), регистрацию носо-орального дыхания, а также движений глаз (методом ЭМГ). Кроме того, происходит непрерывный поиск решения технических задач, таких, как синхронизация полученной физиологической информации с данными о системах и узлах автомобиля, что часто называют «гоночной телеметрией». Совмещение показателей пилота и автомобиля необходимо для понимания того, в какие моменты произошло изменение определенного психофизиологического показателя, в какой точке трассы находился пилот, и какие действия он совершал.

Насколько различается функциональное состояние профессионального пилота и новичка? Что делает гонщика чемпионом? Существуют ли психофизиологические предшественники ошибок пилотирования? Можем ли мы зафиксировать физиологические корреляты изучения трассы и автоматизации навыков в гоночных условиях? Какие нейробиологические механизмы лежат в основе особого состояния пилота? Эти вопросы стоят перед нами в рамках исследования. Ответы на них необходимы для понимания работы нервной системы как для развития фундаментальной науки, так и для разработки систем физиологического мониторинга в автоспорте. Научные проблемы, которые предстоит решить, нетривиальны и требуют работы в лаборатории для моделирования полученных явлений. Кроме того, направление, с которым вы знакомитесь, требует неординарных конструкторских решений по минимизации помех при регистрации показателей в реальных условиях и подготовке оборудования, удобного и безопасного для пилотов. Еще одной особенностью нашей темы является регистрация показателей в так называемых «полевых условиях». Работа на треке проводится в условиях гоночного паддока в любую погоду, под постоянный рев моторов в окружении огромного количества людей, готовящих автомобили к старту. Необходимо подстраиваться под перекрывающееся расписание гоночных команд, экипировку гонщиков, автомобили различных классов.

К сожалению, описанные трудности привели к тому, что автоспорт не получил пока должного внимания со стороны физиологов. Приходится выбирать или разрабатывать методы обработки полученных показателей без опоры на научные публикации, так как на сегодняшний день их насчитывается крайне мало. Тем интереснее вызов, который ставит перед нами спортивная психофизиология в этом виде спорта. Если вы к нему готовы, приглашаем вас присоединиться к работе по теме «Исследование функционального состояния пилота в автоспорте»!

Пилот команды «Открытие» класса «Супер-продакшн» РСКГ Ефим Гантмахер принимает участие в исследовании на реальном треке. Устройство, регистрирующее ЭЭГ во время тренировочного заезда отмечено на шлеме кружком.



Освещение темы в СМИ

"На пределе. Испытания. Движение к безопасности". Телеканал "Наука 2.0" 2016 год.

"Как стать супергонщиком" Hellocar.ru 2016 год.

Возможные темы выпускных работ бакалавра и магистра

1) Функциональная роль фронто-медиального тета-ритма в задачах пилотирования гоночного автомобиля на симуляторе.

2) Изучение психофизиологических коррелятов автоматизации навыков пилотирования гоночного автомобиля на симуляторе.





версия для печати






© 2018 Кафедра
Высшей нервной деятельности МГУ



Почтовый адрес:
119234, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 12,
Биологический факультет МГУ.

Телефон: +7 (495) 939-28-37,
Факс: +7 (495) 939-28-37,
заведующий кафедрой профессор Латанов Александр Васильевич

E-mail: info@neurobiology.ru



2015, сделано в