Главная страница Карта сайта Контактная информация Закрытый раздел для сотрудников и студентов кафедры







Вернуться назад
Главная » Справочники » Спецкурсы »

Проблемы этологии, генетики поведения и когнитивной науки


    
  


Преподаватели:

Программа курса

1. Введение. Основные понятия и термины. Классификация форм поведения животных. Основные направления в изучении поведения животных. История изучения поведения животных. Проблемы поведения животных в трудах естествоиспытателей XYIII-XIX в. Понятие об инстинкте. Непосредственные предшественники классической этологии: Д.Сполдинг, Ч.Уитмен, О.Хейнрот, У.Крэг. Возникновение этологии как самостоятельной науки. Проблемы инстинкта в трудах российских ученых: В.А.Вагнер, Павловская физиология и концепция инстинкта.

2. Классическая этология. В трудах К.Лоренца и его школы. Основные положения классической этологии. Структура поведенческого акта. Поисковое поведение. Завершающий акт. Значение понятия о завершающем акте для изучения эволюции поведения. Врожденный разрешающий механизм и ключевые раздражители. Запечатление и критические периоды онтогенеза. Спонтанность поведения. Гипотеза К.Лоренца о внутренних механизмах инстинктивных действий и ее нейрофизиологическая база. Работы Н.Тинбергена и его школы. Методы и подходы современной этологии. Иерархическая теория инстинкта. Конфликтное поведение. Исследование обучения и памяти животных в ситуациях, приближенных к естественным. Сложные формы обучения общественных насекомых. Общественное поведение животных. Этология человека.

3. Эволюция поведения. Типологическая и биологическая концепции вида. Ч.Дарвин об эволюции инстинктов. Разработка проблем эволюции поведения в классической этологии. Сравнительный анализ признаков поведения: адаптивная радиация, конвергенция, оценка роли средовых факторов. Социобиология.

4. Развитие поведения. Соотношение врожденного и приобретенного в поведении животных. Запечатление или импринтинг. Лоренц о проблеме соотношения врожденного и приобретенного. Норма реакции и развитие поведения. Метод изолированного воспитания (депривационный эксперимент). Эмбриологические наблюдения Куо. Формирование пения птиц. Развитие поведения птенцов в гнездовой период. Развитие реакции нападения на добычу у кошек.

5. Генетика поведения. Задачи генетики поведения. Понятие признака в генетике поведения. Плейотропия. Изменчивость признаков поведения. Выбор признака для анализа.

6. Использование инбредных линий в генетике поведения. "Изменчивость" фиксированных комплексов действий и микроэволюционные изменения поведения. Изменчивость поведения, связанная с изменениями в выраженности (экспрессивности) признака. Причины и следствия при анализе эффектов отдельных генов (примеры).

7. Влияние внешних условий на изменчивость признака. Материнский эффект и пути экспериментального определения его вклада в изменчивость поведения. Некоторые экспериментальные стратегии.

8. Частная генетика поведения. Кишечная палочка. Инфузории. Нематоды. Аплизия. Насекомые: медоносная пчела, падальная муха.

9. Дрозофила. Краткое описание поведенческого репертуара дрозофилы. Мутации отдельных генов. Плейотропные эффекты. Мутации кинуренинового пути обмена триптофана у дрозофилы и медоносной пчелы. Генетическое исследование разных форм двигательной активности дрозофилы. Мутации, влияющие на половое поведение. Мутации обучения и памяти у дрозофилы.

10. Генетический контроль нейрогенеза. Краткие сведения. Современная эпигенетическая концепция. Генетический контроль общей схемы тела. Генетический контроль нейроэмбриогенеза у дрозофилы. "Судьба" эмбриональных клеток и дифференцировка нейронов. Генетические мозаики и химеры. Развитие мозга мыши и его нарушение. Неврологические мутации. Экспрессия генов в мозге.

11. Генетические исследования поведения млекопитающих. Исследования генетики поведения собак. Генетический контроль ориентировочно-исследовательского поведения грызунов. Агрессивность. Способность к обучению. Линии Трайона. Генетические исследования условной реакции активного избегания.

12. Действие одиночных генов на поведение. Ген альбинизма. Влияние перестроек кариотипа на поведение мышей. Влияние на поведение мутаций генов, вызывающих неврологические отклонения. Трансгенные мыши. Исследования поведения мышей-"нокаутов" Использование трансгенных мышей в генетике поведения.

13. Патофизиологические признаки. Модели болезней человека. Судорожные состояния. Кататония. Стресс. Алкоголизм. Болезнь Альцгеймера. Трисомия по 21 хромосоме (синдром Дауна). Синдром ломкой Х-хромосомы.

14. Количественные признаки в генетике поведения. Некоторые общие положения. Метод диаллельного скрещивания. Метод рекомбинантных инбредных линий. Метод картирования QTL.

15. Строение мозга и действие генов. Генетическая изменчивость массы мозга. Генетическая изменчивость площади iipMF поля СА3 гиппокампа. Генетическая изменчивость размеров мозолистого тела. Генетическая изменчивость числа нейронов, поведение и когнитивные процессы. Эволюционные преобразования мозга и поведения.

Рекомендуемая литература

  1. Дьюсбери Д. Поведение животных. М. "Мир", 1981.
  2. Зорина З. А., Полетаева И. И., Резникова Ж. И. Основы этологии и генетики поведения. М., МГУ, 1999.
  3. Мак-Фарланд Д. Поведение животных. М."Мир", 1987.
  4. Эрман Л., Парсонс П. Эволюция и генетика поведения. М., "Мир", 1985






© 2017 Кафедра
Высшей нервной деятельности МГУ

Старая версия сайта



Почтовый адрес:
119234, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 12,
Биологический факультет МГУ.

Телефон: +7 (495) 939-28-37,
Факс: +7 (495) 939-28-37,
заведующий кафедрой профессор Латанов Александр Васильевич

E-mail: info@neurobiology.ru



2015, сделано в