Главная страница Карта сайта Контактная информация Закрытый раздел для сотрудников и студентов кафедры







Вернуться назад
Главная » Справочники » Спецкурсы »

Дифференциальная психология


    
  


Преподаватель: с.н.с. Рамендик Д.М.

Задача курса: Познакомить студентов с дифференциальной психологией как исследованием различий в поведении и психике индивидов и групп людей. Изучение материала курса позволяет студентам не только узнать определенные научные сведения, но и способствует формированию научных представлений о единстве индивидуальных и общечеловеческих, физиологических и психологических процессов и свойств в поведении.

В результате прослушивания курса учащиеся узнают:

  • основные проявления и факторы происхождения индивидуальных различий;
  • основные методы дифференциальной психологии
  • структуру индивидуальности и личности с точки зрения дифференциальной психологии;
  • индивидуальные особенности мотивации, темперамента, характера и способностей;
  • основные психологические различия устойчивых групп людей (половых, возрастных, этнических, социальных и др.)

В рамках данного курса студенты обучаются:

  • выявлять индивидуальные свойства человека и групп людей;
  • использовать характерные различия для понимания социально-психологических особенностей и поведения устойчивых групп людей;
  • использовать индивидуально-типологических различий для понимания индивидуальных особенностей поведения и общения,
  • использовать знания об индивидуальности для формирования индивидуального стиля и результативности спортивной, учебной и трудовой деятельности в обычных и экстремальных условиях,
  • использовать индивидуально-типологические особенности для определения профессионально-важных качеств с целью профконсультирования и профессионального отбора.

Студенты овладевают:

  • основными методами выявления, описания и анализа индивидуальных особенностей отдельных людей и групп.

Программа курса

Тема 1 Введение. Предмет дифференциальной психологии.

Дифференциальная (от лат. differentia – различие) психология как отрасль психологической науки, посвященная индивидуальным и групповым различиям между людьми и их выявлениям, описаниям, и анализу.

Тема 2. Теоретические и методологические основы дифференциальной психологии.

Основные факторы происхождения индивидуальных различий и становления индивидуальности: наследственность и среда, врожденное и приобретенное. Методы исследования.

Тема 3. Зарождение и развитие дифференциальной психологии в мире и России.

Краткий обзор подходов к решению задач исследования индивидуальных различий и их интеграции в оптимальную структуру целостной индивидуальности.

Тема 4. Типологические и конституциональные теории индивидуальности.

Поиски связей между строением тела и характером человека.

Тема 5. Групповые различия как предмет дифференциальной психологии.

Половые, возрастные, этнических и другие различия: общие закономерности и их индивидуальные проявления.

Тема 6. Прикладные аспекты дифференциальной психологии.

Учет индивидуальных, половых и социально-этнических различий при решении прикладных задач.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. М.: Эксмо-пресс, 2001.
  2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб., Питер, 2001.
  3. Калина Н.Ф. Психология личности: Учебник для вузов Изд-во: Академический проект, 2015 г.
  4. Нартова-Бочавер С. Дифференциальная психология. Учебное пособие. М. Флинта, 2015
  5. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. М.: ИП РАН, 2012.
  6. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. С-Пб. «Речь», 2003

Дополнительная

  1. Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности. Таллин 2000.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М. "Академия" 1998. –205 с.
  3. Голубева Э.А. Способности, личность, индивидуальность. Феникс+ Дубна, 2005
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М. АСТ 2016
  5. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М. 1999.
  6. К. Купер Индивидуальные различия. М. 2000.
  7. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М. 1974.
  8. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М. Наука. 1998.
  9. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. М. Наука, 1984.
  10. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М. 1961.
  11. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. М. 2004
  12. Эмоциональный интеллект. Российская практика. Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2015.
  13. Якуничева О., Прокофьева А. Психология. Упражнения, развивающие память, внимание, мышление. Учебное пособие. М. Юрайт, 2015.






© 2017 Кафедра
Высшей нервной деятельности МГУ

Старая версия сайта



Почтовый адрес:
119234, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 12,
Биологический факультет МГУ.

Телефон: +7 (495) 939-28-37,
Факс: +7 (495) 939-28-37,
заведующий кафедрой профессор Латанов Александр Васильевич

E-mail: info@neurobiology.ru



2015, сделано в