|
Главная »
Справочники »
Спецкурсы »
Нейробиологические основы поведения животныхЧасть 1. Теоретическая. Преподаватели:
Аннотация курса: Дисциплина позволяет получить знания о нейробиологических основах одной из важнейших сторон поведения – о наличии у животных зачатков мышления. Благодаря сочетанию экспериментов в лаборатории и наблюдений за спонтанным поведением в естественных условиях доказано, что у ряда представителей рептилий, птиц и млекопитающих существуют зачатки мышления, как способности к экстренному решению новых задач, а также к обобщению, абстрагированию, формированию довербальных понятий и символизации. Студент узнает о широких сравнительных исследованиях когнитивных способностей животных разных таксономических групп с учетом уровня и особенностей структурно-функциональной характеристики их мозга. В рамках курса рассказывается о связи высоты развития когнитивных способностей вида с уровнем развития мозга в пределах как класса млекопитающих, так и класса птиц. Элементарное мышление животных рассматривается как эволюционная предпосылка мышления и других высших когнитивных функций человека. В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести знания о нейробиологических механизмах поведения, об основных его формах и факторах, которые определяют его структуру. Основное внимание уделено рассмотрению зачатков мышления, языка и сознания как эволюционных предпосылок психики человека. Прохождение курса предполагает умение использовать эти знания для оценки спектров когнитивных способностей у животных разных таксономических групп. Основные темы курса: Тема 1. Введение. Происхождение мышления и сознания человека: история изучения зачатков мышления у животных Тема 2. Экспериментальное изучение мышления животных как способности к решению задач в новой ситуации. Тема 3. Основные операции мышления (обобщение и абстрагирование). Тема 4. Способность к символизации у животных и эволюционные предпосылки речи человека у современных антропоидов. Тема 5. Сравнительно-эволюционный анализ когнитивных способностей животных. Тема 6. Операции обобщения и абстрагирования у животных с разным уровнем развития мозга. Тема 7. Способность к символизации у животных. Тема 8. Обучение антропоидов простейшим аналогам языка человека. Тема 9. Сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека. Гипотезы об эволюции психики. Стадии эволюции психики. Тема 10. Стадия эволюции психики животных, переходная к стадии сознания.
Часть 2. Практическая. Преподаватели:
Вторая часть курса посвящена практическому освоению знаний в области электрофизиологии головного мозга в цикле сон/бодрствование. Занятия включают работу с лабораторными животными, что позволит студенту освоить методику регистрации спонтанной и вызванной активности головного мозга на примере слуховой системы и научиться проводить анализ электрофизиологических данных с применением метода компьютерной автоматизации. Освоение курса позволит студенту расширить навыки работы со стереотаксическим методом, гистологическим материалом. Дисциплина рассчитана на подготовленных студентов, прошедших курс «Практическая нейрофизиология», владеющих знаниями анатомии и морфологии ЦНС, общей нейрофизиологии, имеющих базовые навыки работы с лабораторным оборудованием и лабораторными животными. Цель курса состоит в том, что обучающийся приобретет основные теоретические и практические знания о спонтанной и вызванной активности разных областей головного мозга в зависимости от уровня бодрствования; научится проводить полный цикл эксперимента по подготовке, регистрации и анализу электрической активности; научится обобщать электрофизиологические и морфологические данные. Основная задача курса состоит в том, чтобы студент освоил современные методы проведения нейробиологических экспериментов с использованием лабораторных животных: 1. Подготовка и проведение нейрохирургического вмешательства на основе стереотаксического метода; 2. Проведение регистрации спонтанной и вызванной электрической активности в условиях свободного поведения; 3. Проведение морфологического контроля результатов стереотаксической операции с изготовлением гистологических препаратов; 4. Проведение анализа, обобщение и представление экспериментальных результатов электрофизиологических данных с использованием методов компьютерной автоматизации; 5. Проведение анализа, обобщение и представление экспериментальных результатов морфологического анализа стереотаксического метода; 6. Сопоставление электрофизиологических и морфологических данных. |
© 2024 Кафедра Высшей нервной деятельности МГУ |
|
|