Главная страница Карта сайта Контактная информация Закрытый раздел для сотрудников и студентов кафедры







Вернуться назад
Главная » Справочники » Спецкурсы »

Основы этологии и генетики поведения


    
  


Преподаватель:

Цель дисциплины – представить студентам основы науки о поведении – этологии, продемонстрировать универсальную значимость концептуальных схем этологии (понятие о поведенческом акте, соотношение врожденного и приобретенного, эпигенетические процессы при развитии организма и их влияние на поведение), важность информации о генотипическом контроле поведения

Программа курса

Тема 1: Основные понятия и термины науки о поведении животных.

Краткая история исследований поведения. Проблемы поведения животных в трудах естествоиспытателей XYIII-XIX в. Понятие об инстинкте. Классификация форм поведения животных. Основные направления в изучении поведения животных.

Тема 2: Классическая этология и современные знания

Непосредственные предшественники классической этологии: Д. Сполдинг, Ч. Уитмен, О. Хейнрот, У. Крэг. Возникновение этологии как самостоятельной науки. Проблемы инстинкта в трудах российских ученых: В.А. Вагнер. Классическая этология в трудах К.Лоренца и его школы. Основные положения классической этологии. Структура поведенческого акта. Поисковое поведение. Ключевые раздражители. Завершающий акт. Врожденный разрешающий механизм и ключевые раздражители. Учение об условных рефлексах И.П. Павлова и концепция инстинкта. Запечатление и его физиологические механизмы. История исследования запечатления. Методы исследования. Развитие мозга. Зрелорождающиеся и незрелорождающиеся виды млекопитающих и птиц. Критические периоды онтогенеза и запечатление. Проблема спонтанности поведения. Примеры проявления спонтанности поведения. Гипотеза К.Лоренца о внутренних механизмах инстинктивных действий и ее нейрофизиологическая база. Работы Н. Тинбергена и его школы. Иерархическая теория инстинкта. Этология и эволюция поведения. Примеры адаптивных действий. Поведение животного при конфликте мотиваций. Примеры. Смещенное поведение. Разработка проблем этологии в современных исследованиях. Исследование обучения и памяти животных в ситуациях, приближенных к естественным условиям. Этология человека. «Язык тела» и поведение человека. Параллели с поведением животных. «Внутривидовая сигнализация» в поведении человека. Практическая важность направления. Общественное поведение животных. Классификация сообществ. Значимость индивидуального узнавания. Роль ключевых раздражителей и когнитивных способностей. Сложные формы поведения общественных насекомых.

Тема 3. Эволюция поведения.

Ч. Дарвин об эволюции инстинктов. Разработка проблем эволюции поведения в классической этологии. Сравнительный анализ признаков поведения: адаптивная радиация, конвергенция, оценка роли средовых факторов. Социобиология и генетические исследования социальности в разных группах животных.

Тема 4. Проблема врожденного и приобретенного.

Типологическая и биологическая концепции вида. Развитие поведения. Соотношение врожденного и приобретенного в поведении животных. Лоренц о проблеме соотношения врожденного и приобретенного. Норма реакции и развитие поведения. Концепция Э. Майра об открытых и закрытых генетических программах. Метод изолированного воспитания (депривационный эксперимент). Примеры. Проблема "генотип - среда" в формировании признаков поведения. Примеры. Формирование современной эпигенетической концепции.

Тема 5. Основные понятия генетики поведения.

Определения и задачи генетики поведения. Понятие признака в генетике поведения. Плейотропия. Вариабельность поведения. Выбор признака для анализа. Примеры. Использование инбредных линий в генетике поведения. Изменчивость поведения. Примеры. Примеры межвидовой гибридизации и наследование поведения. Проблема «порогов» проявления поведенческой реакции. Влияние внешних условий на изменчивость признака. Материнский эффект и пути экспериментального определения его вклада в изменчивость поведения. Влияние внутриутробных условий развитие на формирование признаков. Требования к эксперименту по генетике поведения. Современная эпигенетика, формирование ЦНС и поведение животных. Геномный импринтинг. Метилирование ДНК, ацетилирование гистонов. Примеры.

Тема 6. Частная генетика поведения.

Кишечная палочка. Инфузории. Нематоды. Аплизия. Медоносная пчела. Двукрылые (кроме дрозофилы). Дрозофила. Краткое описание поведенческого репертуара дрозофилы. Методы исследования генетических основ поведения дрозофилы. Генетическое исследование разных форм двигательной активности дрозофилы. Геотаксис. Коррелированные ответы на селекцию, их генетический механизм. Мутации кинуренинового пути обмена триптофана у дрозофилы и медоносной пчелы. Мутации обучения и памяти у дрозофилы. Метод обратного потока. Мутации дрозофилы, влияющие на половое поведение. Значение исследований для понимания работы нейрогенов.

Тема 7. Генетический контроль нейрогенеза.

Краткие сведения. Генетический контроль общей схемы тела. Генетический контроль нейроэмбриогенеза у дрозофилы. "Судьба" эмбриональных клеток и дифференцировка нейронов. Генетические мозаики и химеры. Сходство и различия между ними. Использование химерных животных (грызуны). Основы технологии получения искусственных мутаций. Развитие мозга мыши и его нарушение. Экспрессия генов в мозге. Неврологические мутации мыши. Примеры. Примеры эффектов нокаутов.

Тема 8. Генетические исследования поведения млекопитающих. Исследования генетики поведения собак (работы Фуллера и Скотта, Л.В. Крушинского). Генетический контроль ориентировочно-исследовательского поведения грызунов. Методы исследования. Селекционные эксперименты на грызунах. Примеры и связь с концепцией «порогов». Агрессивность, ее формы, различия и сходства. Генетические исследования. Доместикация лисиц, изменения поведения. Доместикация крыс. Действие одиночных генов на поведение млекопитающих. Ген альбинизма. Влияние перестроек кариотипа на поведение мышей. Влияние на поведение мутаций генов, вызывающих неврологические отклонения.

Тема 9. Генетический контроль способности к обучению.

Основные методы и подходы (селекция, гибридологический анализ, диаллельное скрещивание, метод выключения генов, GWAS, метод микрочипов). Естественная изменчивость признаков поведения и успешность селекции. Первые селекционные эксперименты (линии крыс Трайона, Римские линии). Генетические исследования условной реакции активного избегания. Связь способности к обучению УРАИ с морфологией мозга (площадь проекции мшистых волокон). веса мозга и ее роль в обучаемости грызунов. Трансгенные мыши. Исследования поведения мышей-"нокаутов" Использование трансгенных мышей в генетике поведения.

Тема 10. Генетические исследования патофизиологических признаков. Генетические модели болезней человека.

Перспективность анализа признаков на моделях. Требования к модели. Список моделей болезней человека. Судорожные состояния. Кататония-каталепсия. Стресс, генетические исследования. Генетические исследования алкоголизма. Болезнь Альцгеймера, генетические основы, практические аспекты использования моделей. Модели трисомии-21 (синдром Дауна). Модели синдрома ломкой Х-хромосомы. Болезни «повторов». Концепция С.Н. Давиденкова.

Тема 11. Количественные признаки в генетике поведения.

Примеры исследований количественных признаков поведения. Исследование условной реакции избегания методом диаллельного скрещивания. Исследование аудиогенной эпилепсии. Метод рекомбинантных инбредных линий. Метод картирования локусов количественных признаков (QTL). Примеры исследований. Строение мозга и действие генов. Генетическая изменчивость массы мозга. Генетическая изменчивость площади iipMF поля СА3 гиппокампа. Генетическая изменчивость размеров мозолистого тела. Клинические и экспериментальные данные. Генетическая изменчивость числа нейронов. Генетическая изменчивость поведения и когнитивные процессы. Эволюционные преобразования мозга и поведения. Краткий обзор основных методов психогенетики. Примеры исследований.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

  1. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения, Учебник М.: Изд-во МГУ, 1999, 2006, 2013
  2. Зорина З.А. Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. Учебное пособие, Аспект-Пресс, 2002, 2009
  3. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. Изд-во МГУ, 1977, 1986, Изд-во УРС, 2009
  4. Дьюсбери. Поведение животных, М., Мир, 1981
  5. Меннинг А. Поведение животных, М., Мир, 1982
  6. Панов Е.Н. Основы этологии. (на сайте Е.Н.Панова)
  7. Рефф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция, М. Мир, 1986
  8. Эрман Л., Парсонс П. Эволюция и генетика поведения. М., Мир, 1985
  9. Этология. статья в Большой Советской Энциклопедии

Дополнительная литература:

  1. Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных // Собр. соч. М.: Изд-во АН СССР. 1953.
  2. Докинс Р. Эгоистичный ген // М.: Мир. 1993. 316 с.
  3. Дыбан А.П., Баранов В.С. Цитогенетика развития млекопитающих // Л.: Наука. 1977.
  4. Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты // М.: Мир. 1981. 479 с.
  5. Дэвис Д.Е., Кристиан Дж.Дж. Регуляция популяций у млекопитающих // (отв.ред. В.Е.Соколов), М.: Наука. 1977. 296 с.
  6. Ерахтин А.В., Портнов А.Н. Философские проблемы этологии и зоопсихологии // М.: Знание. 1984. 64 с.
  7. Инге-Вечтомов С.Ю. Генетика с основами селекции // М.: Высшая школа. 1989. 592 с.
  8. Колпаков В.Г. Кататония у животных. Генетика, нейрофизиология, нейрохимия // Новосибирск: Наука. 1990. 168 с.
  9. Корочкин Л.И. Нейрогенез и гены // В кн.: Аналитические аспекты дифференцировки / М.: Наука. 1991. С. 28-55.
  10. Крук Дж. Структура и динамика сообщества у гелад (Theropithecus gelada) // В кн. (отв. ред. В.Е.Соколов) Успехи современной териологии. М.: Наука. 1977. С. 64-74.
  11. Лоренц К. Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах // Природа. 1969. Nо. 11. С. 42-51.
  12. Лоренц К. Кольцо царя Соломона // М.: Знание. 1978. 207 с.
  13. Лоренц К. Человек находит друга // М.: Мир. 1971. 168 с.; М.: Изд-во МГУ. 1992. 175 с.
  14. Лоренц К. Год серого гуся // М.: Мир. 1984. 192 с.
  15. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло") // М.: "Прогресс" "Универс". 1994.
  16. Мазер К., Джинкс Дж. Биометрическая генетика // М.: Мир. 1985.
  17. МакФарлан Д. Поведение животных. М., Мир, 1987
  18. Пажетнов В.С. Мои друзья медведи // М.: Агропромиздат. 1985.
  19. Пажетнов В.С. Бурый медведь // М.: Агропромиздат. 1991.
  20. Панов Е.Н. Общение в мире животных // М.: Знание. 1970.
  21. Панов Е.Н. Сигнализация и "язык" животных // М.:Знание. 1970а.
  22. Панов Е.Н. Механизмы коммуникации у птиц // М.:Наука. 1978.
  23. Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций // М.: Наука. 1983а. 385 с.
  24. Панов Е.Н., Зыкова Л.Ю. // (отв. ред.), Поведение животных и человека: сходство и различия / Пущино, 1989. 130 с.
  25. Равич-Щербо И.В., Григоренко Е.А., Марютина Т.А. Психогенетика.
  26. Суворов Н.Ф., Андреева В.Н. Проблемы наследования условных рефлексов в школе И.П.Павлова // Журн. высш. нервн. деят. 1990. Т. 40. N1. С. 3-14.
  27. Тинберген Н. Осы, птицы, люди // М.: Мир. 1970. 333 с.
  28. Тинберген Н. Мир серебристой чайки // М.: Мир. 1974. 271 с.
  29. Тинберген Н. Поведение животных // М.: Мир. 1978. 192 с.
  30. Р. Хайнд Поведение животных, М.Мир, 1975.
  31. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг // М.: Мир. 1988. 343 c.






© 2017 Кафедра
Высшей нервной деятельности МГУ

Старая версия сайта



Почтовый адрес:
119234, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 12,
Биологический факультет МГУ.

Телефон: +7 (495) 939-28-37,
Факс: +7 (495) 939-28-37,
заведующий кафедрой профессор Латанов Александр Васильевич

E-mail: info@neurobiology.ru



2015, сделано в