Главная страница Карта сайта Контактная информация Закрытый раздел для сотрудников и студентов кафедры







Вернуться назад
Главная » Справочники » Спецкурсы »

Психофизиология


    
  


Преподаватель: профессор Шульговский В.В.

Цель дисциплины - ознакомить аспирантов с наукой, изучающей нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения.

Программа курса

Тема 1. Введение. Краткая история психологии (основные идеи психологии ХIХ века; психология «фактов поведения» (бихевиоризм), осознаваемые и неосознаваемые процессы психики). Формирование психофизиологии на границе между психологией, нейрофизиологией и потребностями клинической нейрофизиологии. Г. Эбингауз: «Психология имеет длинное прошлое, но короткую историю». Аристотель (384–322 гг. до н. э.) «Трактат о душе» – первая работа по психологии. Начало современной психологии в последней четверти XIX столетия. Сознание как предмет психологии. Произвольные и непроизвольные процессы сознания. Формирование понятия «объем сознания». Например, понимание фразы, состоящей из многих слов и из еще большего количества отдельных звуков, есть не что иное, как организация единицы сознания более высокого порядка. Процессы такой организации Вундт (основоположник современной экспериментальной психологии) назвал «актами апперцепции». Описание в психологии XIX столетия общей картины и свойств сознания: многообразие его содержания, динамики, ритмичности, неоднородности его поля, измерен его объем и т. д. Заключение, что только метод интроспекции позволит изучить сознание. Психологи стали обнаруживать такие содержания сознания, которые никак не могли быть разложены на элементы. Например, мелодия, которую перенесли в другую тональность, останется той же, а каждый ее звук изменится. Появление гештальтпсихологии. Наблюдение за собственной деятельностью мешает этой самой деятельности. Кризис психологии во втором десятилетии XX века: смена предмета психологии: им стало не сознание, а факты поведения человека. Пионер этого направления («бихевиоризма») - Дж. Уотсон.

Тема 2. Методы современной психофизиологии. Психофизиология широко применяет методы современной экспериментальной психологии: тестирование, опросы, измерение времени реакции, регистрацию вегетативных функций (КГР – кожно-гальваническая реакция, платизмограмма, частота сокращений сердца и расчеты коэффициентов по Баевскому и т. д.). Методы регистрации электромагнитных потенциалов от головного мозга: электроэнцефалография (ЭЭГ) с соответствующим анализом частоты ЭЭГ, формы отдельных волн, картирования и пр. Магнитоэнцефалограмма (МЭГ) применяется для уточнения источника магнитной составляющей активности мозга. Вызванные потенциалы (ВП) на стимулы разных модальностей (световые, звуковые, тактильные и т. д.). Потенциалы, связанные с событиями (ПСС). Например, потенциал готовности (Г. Уолтера), CNV (Contingent negative variation) и пр. Решение обратной задачи электроэнцефалографии (поиск диполей). Методы томографии (магнитно-резонансной – МРТ; позитронной – ПЭТ и др.). Главные достоинства этих методов в возможности регистрации событий процессов головного мозга человека в реальном времени и их неинвазивность.

Тема 3. Восприятие. Психофизика. Законы Фехнера–Вебера; функция Стивенсона. Пропускная способность сенсорного канала. Обработка зрительных стимулов «снизу-вверх» – детекторы признаков. Работы Хьюбеля и Визеля: рецептивные поля разных иерархических уровней зрительной системы. Опознание лиц и других сверхсложных изображений («нейроны моей бабушки»). Цветное зрение человека. Экология зрения (по Гиббсону). Движение глаз и целостность восприятия. Феномен «слепо-зрячие». Зрительный образ как результат обработки «сверху вниз». Гипотеза «повторного входа», объясняющая зрительное восприятие.

Тема 4. Внимание как проблема современной психофизиологии. Классификация типов внимания. Предвнимание. Психофизиология ориентировочного рефлекса. «Нейронная модель стимула» (по Соколову). Мозговые структуры, обеспечивающие работы ориентировочного рефлекса. Пропускная способность и избирательность внимания. Пространственное зрительное внимание и движение глаз. Современные модели (гипотезы) внимания (модель с фильтрацией, модель делителя, ресурсная модель). «Негативность рассогласования» (Натаанену). «Передняя» и «задняя» системы внимания по М. Познеру. Таламо-корковая система внимания. Онтогенез внимания.

Тема 5. Сознание у человека и его социальные корни (социальное сознание) и роль языка в его становлении. Сознание человека в сопоставлении с видами памяти. Асимметрия полушарий и типы сознания в каждом полушарии. Уровни сознания (по З. Фрейду) и их психофизиологическая характеристика. Психофизиология «установки» (по Д. Узнадзе). Феномен «слепо-зрячие» как пример отсутствия осознания зрительной картины. Гипноз и родственные явления. Сон – пример бессознательного протекания психологических процессов (сновидения).

Тема 6. Психофизиология памяти человека. Болезни памяти человека (синдром С. Корсакова и болезнь А. Альцгеймера). Г. Эбингауз (XIX столетие) – пионер исследования памяти человека. Сенсорные регистры: иконический и эхоический. Кратковременная память (КП). Основные характеристики: длительность и объем; способ считывания информации; мнемонические приемы; приемы удержания информации в КП. Как изменяется личность при потере гиппокампа. Долговременная память (ДП), ее типы. Основные характеристики: длительность и объем. Представление П.Зинченко о памяти как о «глубине обработки»

Тема 7. Язык человека. Гипотезы о происхождении языка. Базисные свойства языка и его значение в деятельности человека. История письменности как материальные памятники языка. Язык – высшая психическая функция, работающая с опорой на внешний знак (письменность, системы счисления и прочее). Строение языка (врожденные грамматики, поверхностные структуры языка). Структуры мозга, обеспечивающие человека языковой способностью. Как человек читает. Онтогенез языка: критический период формирования языка у ребенка. Примитивные языки (пейджинг, креольские языки), свидетельствующие о творческой роли ребенка в освоении языка.

Тема 8. Когнитивное развитие ребенка. Развитие ребенка: физическое, нравственное и когнитивное). Гипотеза Ж. Пиаже (ассимиляция и аккомодация) и ее критика Л. Выготским. Типы интеллектов. Наследуемость интеллекта. Развитие зрительной, слуховой и двигательной систем в онтогенезе. Развитие языка у ребенка. Развитие психики на примере рисунка. Особенности памяти у детей младшего возраста. Значение положительных эмоций в психическом развитии ребенка.

Тема 9. Мысленные образы. История вопроса. Когнитивные подходы к изучению образов. Гипотеза представления образов в головном мозге человека. Результаты томографических исследований.

Тема 10. Строение психической функции. Определение психической функции (ее отличие от физиологической функции). Онтогенез психической функции (по Л. Выготскому). Экстракортикальное строение функции языка (по Л. Выготскому). Системное строение психической функции. Эмпатия – психическая функция, лежащая в основе социализации общества людей. Гипотезы нейронного строения психической функции эмпатии. «Зеркальные нейроны» (по Дж. Ризолатти) обезьян. Гипотеза о происхождении аутизма.

Тема 11. Психофизиология движения. Уровни организации движения (по Бернштейну): рефлекторный, синергий, сенсорного поля; более высокие «этажи» управления движениями («алфавит» движений). Вызванные потенциалы и движение. Праксия (целенаправленное движение) – клиника апраксии. Представления о «схеме тела» и «образе тела»; примеры из клиники. Взаимодействие «глаз–рука».

Тема 12. Психофизиология вчера и сегодня. Разделы современной психофизиологии: психофизиология когнитивных процессов; психофизиология аффективных процессов; психофизиология движений; психофизиология функциональных состояний; социальная психофизиология; дифференциальная психофизиология; возрастная психофизиология; векторная психофизиология; прикладная психофизиология. Место психофизиологии в объединении более высокого уровня – «когнитивные науки».

Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект Пресс, 1998.
  2. Солсо Р. Когнитивная психология (пер. с англ.). – М.: Тривола, 1996.
  3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: 1966.
  4. Бернштейн Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса / Под ред. И.М. Фейгенберга, И.Е. Сироткиной. М., 2003. – 330 с.

Дополнительная:

  1. Основы психофизиологии / Под ред. Александрова Ю.И. – М.: ИНФРА-М, 1997.
  2. Гиббсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – Прогресс, 1988.
  3. Наатанен Р. Внимание и функция мозга (пер. с англ.). – М.: Изд-во МГУ, 1998.
  4. Пинкер С. Язык как инстинкт (пер. с англ.). – М.: УРСС, 2004.
  5. Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. – М.: Изд-во МГУ, 1958 и 2003.
  6. Соколов Е.Н. Очерки по психофизиологии сознания. – М.: Изд-во МГУ, 2010.
  7. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию (пер. с англ.). – М.: МИР, 1981.







© 2017 Кафедра
Высшей нервной деятельности МГУ

Старая версия сайта



Почтовый адрес:
119234, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 12,
Биологический факультет МГУ.

Телефон: +7 (495) 939-28-37,
Факс: +7 (495) 939-28-37,
заведующий кафедрой профессор Латанов Александр Васильевич

E-mail: info@neurobiology.ru



2015, сделано в